Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Основное меню Портала


Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет

Антитеррористическая комиссия Республики Коми



Ответы на вопросы организаций и граждан по теме условий труда

Информация по вопросам условий труда

 

Необходимо ли проводить специальную оценку труда в организации, если в ней работает один сотрудник, с которым заключен трудовой договор, а также когда в организации работают только «офисные» работники?

Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

На рабочих местах работников, отличных от указанных, специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке.

 

В организации проведена специальная оценка условий труда. По результатам на всех рабочих местах установлен итоговый класс 2 (допустимый). Как оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда?

Согласно статье 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н утверждена форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

На территории Республики Коми декларация подается в Государственную инспекцию труда в Республике Коми, расположенную по адресу: 167002, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова 156/2.

Обращаем внимание, что декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не может быть подана в отношении: 

1)        рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости (полный перечень Списков определен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665);

2)        рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в т.ч. по списку, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, письмо Минтруда России 20.12.2016 № 15-1/ООГ-4491);

3)        рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

 

Нужно ли направлять работников на обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, если по результатам специальной оценки условий труда, установлен итоговый класс 2 (допустимый)?

Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Согласно примечанию 2 к Приложению № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ 302н)  в Перечне вредных факторов перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Приложением № 2 к Приказу 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее – Перечень работ).

Таким образом, по нашему мнению, если по результатам проведенной специальной оценки условий труда на рабочем месте работника установлен итоговый класс условий труда 2 (допустимые условия труда), а выполняемые работником работы не входят в Перечень работ, то необходимость проведения медицинских осмотров, предусмотренных статьей 213 ТК РФ, отсутствует.

При этом необходимо учитывать, что согласно примечанию 1 к пункту 19 приложения № 3 к Приказу 302н в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

 

В 2016 году в организации проведена специальная оценка условий труда. В 2018 году произошла реорганизация и наименования некоторых должностей изменились. Нужно ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда на данных рабочих местах?

Статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрены основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе: ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.

     В соответствии с пояснениями Минтруда России, данными в письме от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.

     Согласно части 3 статьи 17 Федерального закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 названной статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

     Таким образом, если реорганизация не повлекла за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», то по решению комиссии внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться, а имеющиеся результаты специальной оценки условий труда применяются при заключении трудовых договоров и установлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Если же реорганизация привела к вводу в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, либо к основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 5 и 7 части 1 статьи 17 Федерального закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ, то в организации необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда в сроки, установленные частью 2 названной статьи.

 

Может ли отсутствие указания в строке 040 карты специальной оценки условий труда медицинского работника на досрочное назначение трудовой пенсии по Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 повлиять на реализацию его пенсионных прав?

В соответствии с пояснениями Минтруда России, изложенными в письме от 5 февраля 2015 г. № 15-1/ООГ-539, в соответствии с Инструкцией по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, в строке 040 карты специальной оценки условий труда должны быть указаны только те гарантии (компенсации), основанием для предоставления которых являются вредные (опасные) условия труда, определенные по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, в отношении которого оформляется Карта специальной оценки условий труда.

Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» условия назначения страховой пенсии по старости поставлены в зависимость от установления вредного или опасного класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда, в отношении пунктов 1 - 18 части 1 названной статьи. При этом сохранение лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, права на досрочное назначение страховой пенсии предусмотрено пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и не поставлено в зависимость от установления по результатам специальной оценки условий труда вредного или опасного класса условий труда.

В соответствии с письмом Минтруда России от 24 сентября 2015 г. № 15-1/В-3975 медицинские работники, на рабочих местах которых установлены оптимальные (допустимые) условия труда, со дня утверждения результатов специальной оценки условий труда сохраняют право на досрочное пенсионное обеспечение, но периоды работы в таких условиях не будут засчитаны в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с вредными условиями труда, но будут засчитываться в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, по нашему мнению, отсутствие указания в строке 040 карты специальной оценки условий труда на Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 не является нарушением порядка проведения специальной оценки условий труда и не может повлиять на досрочное назначение пенсии по списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

 

На рабочем месте врача-рентгенолога по результатам специальной оценки условий труда установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2, при этом по ионизирующему излучению установлен класс 2. Может ли данная ситуация повлиять на досрочное назначение пенсии врачу-рентгенологу в соответствии с позицией 12300000-20426 раздела XIX «Учреждения здравоохранения» Списка № 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10?

В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 названой статьи, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, а также при условии, что класс условий труда на рабочем месте соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. При этом в целях реализации пенсионного законодательства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, применяется Список №1 (Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10) и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

После проведения специальной оценки условий труда в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии врачу-рентгенологу, включаются только те периоды, когда:

-      условия труда на рабочем месте врача-рентгенолога по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным (класс 3.1, 3.2, 3.3, 3.4) или опасным (4 класс);

-      плательщиком страховых взносов (работодателем) за работника (врача-рентгенолога) уплачен дополнительный тариф, установленный статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации;

-      работник постоянно занят выполнением работ по должности врача-рентгенолога в течение полного рабочего дня (80 % рабочего времени, разъяснение Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5).

Таким образом, по нашему мнению, при соблюдении вышеперечисленных условий, установление по результатам специальной оценки 2 класса условий труда по ионизирующему излучению при итоговом классе (подклассе) условий труда на рабочем месте врача-рентгенолога - 3.2 не повлияет на сохранение работником права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с позицией 12300000-20426 раздела XIX «Учреждения здравоохранения» Списка № 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

 

Списком, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, работнику предусмотрено предоставление 12 рабочих дней дополнительного отпуска и сокращенная продолжительность рабочего времени. Необходимо ли предоставлять дополнительный отпуск работнику по названному Списку, если по результатам специальной оценки условий труда на его рабочем месте установлен итоговый класс 3.1 (вредные условия труда первой степени)? 

Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» может применяться работодателем в части, не противоречащей трудовому законодательству Российской Федерации.

В соответствии со статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Согласно статьи 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

В соответствии со статьей 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ. При этом повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Таким образом, по нашему мнению, предоставление работнику, условия труда на рабочем месте которого по результатам специальной оценки условий труда были отнесены к вредным первой степени, дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 возможно только по коллективному договору, локальному нормативному акту с учетом финансово-экономического положения работодателя (за счет внебюджетных средств).

В отношении работников, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого превышает 7 календарных дней, также должно быть урегулировано коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

 

Меню сервисов Портала

email home map
IT -опрос населения по оценке деятельности органов местного самоуправления

эко-Республика

Инвестиционный портал Республики Коми

Общероссийская база вакансий

Телефон доверия
Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»
Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Портал государственных услуг РФ

Активный регион Республика Коми

Официальный интернет-портал правовой информации

© 2017 ГАУ РК «ЦИТ»